![]() |
|
![]() |
Психологическая служба школы существует с 2001 года и совместно с педагогами школы, инспектором, социальным педагогом и администрацией работает над задачами, которые являются приоритетными для нашего образовательного учреждения:
Основными направлениями деятельности психологической службы школы являются диагностика, просветительская и профилактическая работа, а также научно-исследовательская деятельность. Просветительская и профилактическая работа Психологическая служба школы успешно сотрудничает с Центром научных основ здоровья и развития личности «ЗОВ». Совместно со специалистами Центра мы осуществляем профилактику школьных заболеваний, проводим мониторинг состояния здоровья учащихся, а также реализуем программу «Школа здоровья» с целью обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям обучения. Если ваш ребенок только собирается в школу, мы предлагаем рекомендации для родителей будущих первоклассников. В школе регулярно проводятся тематические родительские собрания. . Психологическое консультирование В течение учебного года проводится психологическое консультирование всех участников воспитательно-образовательного процесса. Одной из основных проблем обращения родителей учащихся начальной школы является гиперактивность, импульсивность. Родителей подростков больше беспокоят изменения, происходящие с их детьми. Многим родителям кажется, что с ребенком происходит что-то нетипичное, из ряда вон выходящее. На самом деле подростковый негативизм, вспыльчивость, повышенная критичность – абсолютно нормальное явление и по мере взросления проходит. Сами подростки на приеме у психолога стремятся решить школьные проблемы Психодиагностика Чтобы помочь учащимся 9 классов определиться с будущей профессией, в нашей школе уже несколько лет проводится профориентационное тестирование по 16 методикам, оценивающим память, внимание, интеллект, коммуникативные качества, уровень притязаний обучающихся и многое другое. Одним из важнейших показателей, влияющих на успешность не только учебной, но и профессиональной деятельности, является мотивация. Чаще всего у современных выпускников преобладает прагматический фактор (т.е. они учатся, чтобы в будущем хорошо зарабатывать и хорошо жить), а познавательные мотивы отмечаются все реже. Узнать результаты диагностики своего ребенка может любой родитель, обратившись к психологу. Кроме того, ежегодно оценивается прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 4 классов и уровень адаптации к школе наших первоклассников. Научно - исследовательская деятельность Наши учащиеся интересуются психологией и под руководством психолога занимаются научной деятельностью. В исследовательской работе «Роль психологического здоровья в проблеме возникновения подростковых девиаций» сделан вывод, что отклонения в поведении подростков обусловлены эмоциональным неблагополучием, нестабильностью нервно-психической сферы, которая может являться следствием социального и семейного неблагополучия. Школьный психолог публикует статьи в специализированных педагогических журналах и научных сборниках. На IV районной научно-практической конференции учащихся «За здоровый образ жизни», проходившей в январе 2008 года, в секции «Психология» была представлена работа Быковой Виктории, учащейся 11 «А» класса по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА-ВАНДАЛА». Научный руководитель А. В. Старун, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14». Цель исследования – выявление психологического портрета подростка-вандала и его адекватности общественному мнению. Задачи: o Оценить уровень осведомленности подростков школы (как представителей российского общества) о причинах разрушительного поведения o Исследовать личностные особенности учащихся разных возрастных групп с помощью диагностических методик o Выявить психологические особенности подростков-вандалов o Показать методы профилактики разрушительного поведения Объект исследования - проблема возникновения подросткового вандализма. Предмет исследования - личностные особенности учащихся подросткового возраста. Гипотеза исследования – психологический портрет подростка-вандала соответствует мнению, существующему в российском обществе. В работе подробно рассматриваются понятия «вандализм», раскрываются причины, побудившие подростка к подобному поведению, а также описываются черты, характерные для подростков-вандалов. Для составления психологического портрета подростка-вандала нами было обследовано 80 учащихся 7-х и 11-х классов школы. Автор анализирует и сравнивает позицию общества в отношении мотивации вандализма и позицию современных подростков, которые фактически совпадают. В общественном сознании существует определенный стереотип подростка-вандала. Разрушитель предстает примитивным существом с отклонениями в умственном и психическом развитии, а сам вандализм считается бессмысленным, немотивированным поведением. Эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. Данные исследований, проведенных автором работы, подтверждают этот образ. В работе показано, что подростковый вандализм не является следствием низкого социального статуса и неблагополучия семьи – в нашем случае он обусловлен деструктивными типами семейного воспитания. Так же, как и общество, наши респонденты считают, что участие в актах вандализма чаще происходит от безделья, отсутствия интересов в жизни, ради развлечения и под влиянием плохой компании. Вандализм у многих подростков возникает как форма протеста против семейных проблем и жизненной несправедливости. Часто разрушительному поведению предшествует прием алкоголя или наркотиков. Данная работа носит теоретический характер. В приложении представлены рекомендации для профилактики разрушительного поведения, по материалам которых возможно написание сценария для выступления волонтеров в образовательных учреждениях района. В дальнейшем автор планирует работу по данной теме уже в высшем учебном заведении, так как будущая профессия Виктории – юрист. Автор считает необходимым разработку и внедрение в практику школ программ профилактической работы с учащимися и их семьями, направленной на формирование эффективного взаимодействия детей и родителей. Становление и развитие психолого-педагогической культуры родителей может оказать позитивное влияние на психоэмоциональное самочувствие подростков. При таком подходе вандализм может и должен стать в нашем обществе исключением, а не правилом. |
|